Сергей Михайлович Прокудин-Горский
прокдин-горский Сергей Михайлович Прокудин-Горский родился в городе Муроме Владимирской губернии 31 августа 1863 года. Закончил в 1889 году Технологический институт в Санкт-Петербурге, где посещал лекции Менделеева. Также изучал живопись в Императорской Академии художеств. Затем продолжил своё обучение на химика в Берлине и Париже. Сотрудничал с известными химиками и изобретателями: Жюль-Эдме Момене и Адольф Мите. Вместе с ними занимался разработкой перспективных методов цветной фотографии.
Вернувшись в Россию в середине 1890-х годов, женился на Анне Александровне Лавровой (1870—1937) — дочери известного русского металловеда и директора товарищества гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов Лаврова. Сам Прокудин-Горский стал директором правления на предприятии своего тестя.
В 1897 году Прокудин-Горский начинает делать доклады о технических результатах своих фотографических исследований Пятому отделу Императорского русского технического общества. В 1898 году Прокудин-Горский становится членом V-го фотографического отдела Императорского русского технического общества, и выступает с сообщением «О фотографировании падающих звёзд. В 1898 году Прокудин-Горский публикует первые книги из серии работ по техническим аспектам фотографии: «О печатании с негативов» и «О фотографировании ручными фотоаппаратами». В 1900 году Императорское русское техническое общество показывает чёрно-белые фотографии Прокудина-Горского на Всемирной Парижской выставке.
В 1902 году Прокудин-Горский в течение полутора месяцев обучается в фотомеханической школе в Шарлоттенбурге (около Берлина) под руководством доктора Адольфа Мите. Последний в том же 1902 году создаёт свою модель камеры для цветной съёмки и проектор для демонстрации цветных снимков на экране.
13 декабря 1902 года Прокудин-Горский впервые объявил о создании цветных диапозитивов по методу трёхцветной фотографии А. Мите, а в 1905 году запатентовал свой сенсибилизатор, значительно превосходящий по качеству аналогичные разработки иностранных химиков, в том числе сенсибилизатор Мите. В 1904 году Прокудин-Горский снимает цветные фотографии Дагестана (апрель), Финляндии (май, август-сентябрь) и Лужского уезда (декабрь). В апреле-сентябре 1905 года Прокудин-Горский совершил первую большую фотопоездку по России, в ходе которой снял около 400 цветных фотографий Кавказа, Крыма и Украины (включая 38 видов Киева). Все эти снимки он планировал издать в виде фотооткрыток по договору с общиной Святой Евгении. Однако, из-за политических потрясений в стране и вызванного ими финансового кризиса, договор был расторгнут в том же 1905 году и свет увидели лишь около 90 открытых писем.
В декабре 1906 года Прокудин-Горский первый раз отправляется в Туркестан для фотографирования солнечного затмения. 1 (14) января 1907 года в горах Тянь-Шаня близ ст. Черняево над Салюктинскими копями. Хотя затмение не удалось запечатлеть из-за облачности, в январе 1907 года Прокудин-Горский делает много цветных снимков Самарканда и Бухары.
В мае 1908 года Прокудин-Горский ездил в Ясную Поляну, где сделал серию снимков (более 15), в том числе несколько цветных фотографических портретов Льва Николаевича Толстого. 30 мая 1908 года в залах Академии художеств прошёл показ цветных проекций фотографий, сделанных Прокудиным-Горским. Его снимки древних ваз — экспонатов Эрмитажа — впоследствии были использованы для реставрации их утраченного цвета.
Прокудин-Горский в мае 1909 году получает аудиенцию у императора Николая II, который поручает ему заснять всевозможные стороны жизни всех областей, составлявших тогда Российскую империю. Для этого фотографу был выделен специально оборудованный железнодорожный вагон. Для работы на водных путях Министерство выделило небольшой пароход, способный идти по мелководью, с командой, а для реки Чусовой — моторную лодку. Для съёмок Урала и Уральского хребта в Екатеринбург был прислан автомобиль «Форд».
Прокудину-Горскому были выданы царской канцелярией документы, дающие доступ во все места империи, а чиновникам было предписано помогать Прокудину-Горскому в его путешествиях. Всю съёмку Сергей Михайлович проводит на свои средства, которые постепенно истощаются.
В 1909—1916 годах Прокудин-Горский объездил значительную часть России, фотографируя старинные храмы, монастыри, заводы, виды городов и разнообразные бытовые сцены. В марте 1910 состоялось первое представление царю фотографий водного пути Мариинского канала и промышленного Урала, сделанных Прокудиным-Горским. В 1910—1912 годах в рамках запланированной фотографической экспедиции по Камско-Тобольскому водному пути, совершает большое путешествие по Уралу. В январе 1911 года Прокудин-Горский читает лекцию в Академии художеств в Петербурге, которая называется «Достопримечательности по Мариинскому водному пути и Верхней Волге, и несколько слов о важности цветной фотографии». В 1911 году Прокудин-Горский дважды за год совершает фотоэкспедиции в Туркестан, снимает памятники в Ярославской и Владимирской губерниях.
В 1911—1912 годах к празднованию столетия победы в Отечественной войне 1812 года, Прокудин-Горский фотографирует места, связанные с Наполеоновской кампанией в России. В 1912 году Прокудин-Горский фотографирует Камско-Тобольский водный путь и Оку.
В последующие годы, в Самарканде Прокудин-Горский испытывает изобретённый им киноаппарат для цветной киносъёмки. Впрочем, качество снятого фильма оказалось неудовлетворительным. После начала Первой мировой войны Прокудин-Горский делал фотохронику боевых действий, но впоследствии был вынужден отказаться от дальнейших фотографических опытов и занялся цензурой прибывающих из-за границы кинематографических лент, анализом фотопрепаратов и обучением экипажей самолётов аэрофотосъёмке.
Летом 1916 года Прокудин-Горский совершает свою последнюю фотоэкспедицию — фотографирует недавно построенный южный участок Мурманской железной дороги и Соловецкие острова. Официальная поддержка проекта Прокудина-Горского по фотообзору России временно возобновляется.
Вскоре после Октябрьской революции 1917 года Прокудин-Горский участвовал в создании Высшего института фотографии и фототехники, который был официально учреждён уже после отъезда Прокудина-Горского за границу. В последний раз его коллекция фотографий демонстрировалась в России 19 марта 1918 года в Зимнем дворце. В конце августа 1918 года Прокудин-Горский покинул РСФСР. Прокудин-Горский уезжает из России в Норвегию, а затем в Англию. Благодаря «удачному стечению обстоятельств», несколько лет спустя Прокудину-Горскому удалось получить разрешение на вывоз из Советской России во Францию части его фотоколлекции (не менее 2 300 негативов).
В 1920—1922 годах Прокудин-Горский пишет серию статей для «British Journal of Photography» (Британский журнал по фотографии) и получает патент на «фотоаппарат для цветной кинематографии». Оказавшись в эмиграции, фотограф некоторое время пробыл в Норвегии и Англии. Переехав в 1922 году в Ниццу, Прокудин-Горский работал вместе с братьями Люмьер. В 1923 году часть коллекции Прокудина-Горского вывезена из СССР во Францию. До середины 1930-х годов фотограф занимался просветительской деятельностью во Франции и даже собирался сделать новую серию фотографий художественных памятников Франции и её колоний. Эта идея частично была реализована сыном Прокудина-Горского — Михаилом.
Скончался Прокудин-Горский в Париже, спустя несколько недель после освобождения города войсками союзников. Похоронен на русском кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа.
Процесс воспроизведения цвета
Насколько известно, экземляра или иллюстрации фотоаппарата, которым пользовался Прокудин-Горский, не сохранилось. Фотоаппарат фотографа был сконструирован им самим и, вероятно, был похож на модель , созданную приблизительно в 1906 году доктором Адольфом Мите, с которым Прокудин-Горский ранее познакомился в Германии.

камера Адольфом Мите

Прокудин-Горский предназначал свои фотографии для просмотра в цветном изображении, поскольку он изобрел оригинальную фототехнологию для того, чтобы зафиксировать эти изображения в черно-белом цвете на стеклянных негативах, используя красный, зеленый и синий фильтры. Затем, используя систему проекции света с теми же самыми тремя фильтрами, он показывал эти изображения в цветном варианте на диапозитивах на лекциях.

фото Прокудин-Горский

Прокудин-Горский вставлял в фотоаппарат одну узкую вертикальную пластинку приблизительно 7,5 см шириной и 22,8 см длиной. Затем он трижды снимал один и тот же предмет в довольно быстрой последовательности, используя красный, зеленый и синий фильтры.

фото Прокудин-Горский

С этого тройного негатива изготовлялся тройной же позитив (вероятно, методом контактной печати). Для просмотра таких фотографий использовался проектор с тремя объективами, расположенными перед тремя кадрами на фотопластинке. Каждый кадр проецировался через светофильтр того же цвета, как и тот, через который он был снят. При сложении трёх изображений (красного, зелёного и синего) на экране получалось полноцветное изображение.
Состав нового сенсибилизатора, запатентованного Прокудиным-Горским, делал бромосеребряную пластину одинаково чувствительной ко всему цветовому спектру. «Петербургская газета» сообщила в декабре 1906 года, что, совершенствуя чувствительность своих пластин, исследователь предполагает демонстрировать «моментальные снимки в натуральных цветах.
rrr
Hosted by uCoz